БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКОВ

Иван Иванович Шишкин


Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.
  Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес»,  «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей  владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К.А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании ) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
 
На опушке соснового леса
На севере диком
Сторожка в лесу
Березовая роща


Рожь
Утро в сосновом лесу
Березовый лес



Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
 ________________________________________________________________________________

Рафаэль Санти




Рафаэль Санти (1483-1520) – один из наиболее ярких представителей эпохи Возрождения. В его произведениях воплотилось представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма.  Он прожил короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь и создал свой идеал прекрасного, гармонично развитого человека в окружении величавой архитектуры и пейзажа. Гениальные произведения Рафаэля и сегодня восхищают ценителей искусства.
Точной даты рождения Рафаэля неизвестно. Вероятно, он родился 26 или 28 марта 1483 г. (по другой версии 06 апреля того же года) в маленьком городке Центральной Италии – Урбино. Отец Рафаэля Джованни Санти (1435-1494) был придворным художником. Таким образом, юный Рафаэль мог посещать залы герцогского дворца, стены которого украшали выдающиеся произведения итальянских живописцев. Первые уроки живописи Рафаэль получил у отца, который увидел проявлявшийся талант мальчика.
В одиннадцать лет мальчик осиротел и был взят на воспитание близким родственником – священником Барталамео. Также большое участие в судьбе Рафаэля принял герцог Урбинский, благодаря чему мальчик смог продолжить образование. Рафаэль учился у таких мастеров живописи как Эванджелиста да Пьяндимелето и Тимотео делла Вити. Самые ранние работы этого периода это “Сон рыцаря”  и    "Три грации"                                       












В 1500 году Рафаэль отправился в город Перуджу (регион Умбрия), где поступил в мастерскую Пьетро Перуджино – основоположника умбрийской художественно-изобразительной школы. Здесь он изучив манеру Перуджино, подражал ей во всем очень точно, что его копии были неотличимы от оригиналов мастера. У Перуджино юный художник воспринял плавность линий и свободу расположения фигур в пространстве, что стало характерной чертой построения композиций в произведениях зрелого периода мастера.

Примерно в 1504 году художник создал  картину “Мадонна Конестабиле”

, в которой впервые представил образ Мадонны,  в дальнейшем занявший одно из ведущих мест в его творчестве. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают это произведение.
Не менее известным произведением раннего периода является алтарный образ “Обручение Марии ”.
Религиозный обряд живописец изобразил на площади перед ротондой, а не в стенах храма, как было распространено в то время.  Колорит картины построен на сочетании ограниченного количества красок. Оттенки жёлтого, красного, синего и тёмно-коричневого позволяют мастеру придать необходимый ритм всей композиции.  
В этот период Рафаэль много работал над созданием заказных малоформатных картин для частных собраний знати, что принесло ему вскоре известность на всю страну.
В поисках новых творческих идей в конце 1504 года живописец переехал во Флоренцию. Здесь он провел около четырех лет. В истории искусства этот период его творчества получил название “флорентийский”. Рафаэль впитал в себя все важнейшие завоевания художников флорентийской школы, для которой было свойственно особое пластическое начало и широкий спектр тем.  Погружение в творчество великих мастеров, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело, привело к изменению собственного стиля Рафаэля. Это нашло отражение в работах, созданных им в 1505 г. – портретах известного в то время мецената из Флоренции Анджело Дони и его жены Маддалены. Их образы лишены пафоса и гиперболизации. Это обыкновенные люди, наделённые лучшими человеческими качествами, среди которых одно из определяющих мест занимает воля и решительность.
Так же был написан ряд других работ, пронизанных лирической темой материнской любви.
 Это такие работы, как:   
“Мадонна в зелени” и "Мадонна со щеглом"

и другие.  Его Мадонны идеализированно прекрасны и являют собой символ всепрощающей, безмятежной материнской любви. Безупречная, сказочная природа становится идеальным фоном для них.
После появления этих полотен современники очень скоро признали талант молодого художника, и его имя оказалось в одном ряду с выдающимися мастерами эпохи Возрождения.
В 1508 году Рафаэль приехал в Рим, где оказался среди художников, приглашённых к Папскому двору. Здесь, в близости к античному наследию, его талант приобрёл новый размах и черты спокойного величия. Художник получил заказ на роспись папских апартаментов в Ватиканском дворце (станцев), роспись которых поставила имя живописца в один ряд с величайшими мастерами поколения.
Фрески для Ватиканского дворца были созданы в период  с 1509 по 1517 гг. Полотна Рафаэля отличались своей масштабностью. На каждой стене было расположено отдельное монументальное произведение, чего не делали до него. По проекту мастера фрески были дополнены декоративными элементами: потолки украшены искусственным мрамором и позолотой, а пол расписан причудливым узором.
Самой совершенной из всех фресок, выполненных для папских комнат стала “Афинская школа”

, ставшая одним из величайших шедевров в истории живописи. Это произведение является образцом синтеза гуманистических идей Ренессанса и античной культуры. Главная идея фрески  - это стремление человека к познанию. Характеры персонажей, изображенных на фреске, психологичны и разнообразны. Все они объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.  
Римский период в творчестве живописца отмечен высокими достижениями в области портрета. Он создал образы Папы Юлия II (1511), Папы Льва X с кардиналами Людовиком Деи Росси и Джулиано Деи Медичи (1518) и другие. Эти произведения надолго остались каноном в создании портретов особ высокого ранга. Также, Рафаэль написал большое количество портретов своих друзей и нескольких неизвестных.
К середине первого десятилетия XVI в . Рафаэль оказался центральной фигурой художественной жизни Рима.
В 1514 г. После смерти архитектора Донато Браманте живописца пригласили принять участие в качестве главного архитектора в реконструкции самого большого в мире христианского храма – Собора Святого Петра. Несмотря на то, что планы по перестройке собора осуществлены не были, Рафаэль зарекомендовал себя как первый архитектор Рима. К сожалению, большая часть сооружений, построенных по проекту Рафаэля не сохранилась.
В это время Рафаэль продолжал создавать произведения, воспевающие Мадонну. В картине “Мадонна Альба” 


 все фигуры, как и композиция, отражены в динамике, что было достигнуто благодаря тонко и точно переданной пластике движения человеческого тела. Особое значение в творчестве художника имеет произведение “Мадонна в кресле”

, завершенное в 1516 г. Идеализированный образ Мадонны приземлен за счет внесения в композицию элементов быта. Грудь героини прикрывает яркий платок. Такие платки носили в то время крестьянки. Фигуры Мадонны, младенца Иисуса и Иоанна Крестителя расположены очень близко друг к другу, как бы перетекая один в другой. Форма тондо придает картине логичную завершенность.
В 1515 году Рафаэль приступил к созданию “Сикстинской мадонны”


, которая принесла ему огромную славу. Этот алтарный образ долгое время считался самым совершенным произведением искусства. Картина была куплена в 1754 году королем Фридрихом III Саксонским у церкви Сан-Сикисто, в Пьяченце, за очень большие деньги, даже для сегодняшних почитателей искусства.
В раскрытии образа Рафаэль превзошёл всех художников Возрождения. Его Мадонна обращена к зрителю, а не погружена в себя, не занята ребёнком. В широко раскрытых глазах Мадонны видна материнская любовь и некоторая растерянность, и безысходность, и смирение, и глубокое переживание за дальнейшую судьбу сына. Она знает всё, что случится с её ребёнком, но ради спасения людей готова на эту жертву.  Так же, бесстрашно смотрит вперёд младенец Иисус.
Образ Марии полон драматизма и необычайно выразителен. Ощущение завершённости и полноты сюжета создается за счёт динамичной композиции, которая выражена точной передачей пластики фигур и драпировки одежд героев.  Даже если бы Рафаэль не написал бы ни одной картины, кроме этой кроткой, но решительной женщины – небесной заступницы, несущей своё дитя, он бы всё равно остался великим художником Возрождения.
В последние годы своей жизни художник был на пике славы. Даже многочисленные его ученики не справлялись с огромным количеством заказов. Рафаэль был богат, жил в роскоши и не отказывал себе в удовольствиях.  Однако, жизнь ему была отпущена короткая. По словам, исследователей его творчества, основанных на данных Вазари, Рафаэль умер в 37 лет от сердечной недостаточности.
Имя Рафаэля стало нарицательным, обозначающим гениального художника.
Его произведения и сегодня шедевры мирового искусства, образец классической живописи, призванные показать человечеству совершенную  красоту.



По материалам Википедии – свободной энциклопедии

Отправить комментарий

Рисовашки