Живопись Филиппа Андреевича Малявина нельзя отнести в полной мере ни к одному направлению. Он сумел соединить приёмы импрессионизма с модернистским стилем, сохранив при этом реалистическую манеру письма. Такое смешение привело к рождению нового неповторимого стиля письма Филиппа Малявина.
Известный живописец, создавший прекрасные произведения искусства, начинал свой творческий путь как иконописец. Один из самых модных художников Серебряного века русской культуры вышел из низов. Основной темой творчества Малявина были русские бабы и девки, которых он превращал в ярких и характерных фей.
Детство художника прошло в бедной крестьянской семье, проживавшей в Самарской губернии. Родился Филипп в 1869 году.
Детские увлечения Малявина предопределили его дальнейшую судьбу: работы по дереву, лепка из глины и религия. Очень рано и с удовольствием Филипп начал посещать церковь. Его восхищало звучание колоколов. Будучи юношей шестнадцати лет, художник отправился с паломниками в Грецию. Бедность в то время его была так велика, что деньги на дорогу собирали всей деревней.
В греческом монастыре Филипп начал осваивать мастерство написания икон. При этом он проявил себя талантливым и старательным учеником. Однако, вплетая в устоявшиеся каноны иконописи своё видение, новые элементы, Малявин вызвал неудовольствие служителей церкви и был отстранён от живописных работ.
Следующий жизненный этап художника начался с призыва в армию. Но послужить ему не пришлось, потому что один из офицеров узнал о живописном таланте юноши и отправил его обратно в греческий монастырь. Проработал художник там недолго. Его заметил известный скульптор Владимир Беклемишев. Восхищенный живописью Малявина, он оказал протекцию при устройстве Филиппа в Петербургскую Академию Художеств.
Малявин так увлечённо и много учился, что получал медали за отличие и даже стал довольно известным среди своего окружения. Некоторые его работы, написанные за время обучения, были приобретены П. Третьяковым, после чего искусствоведы стали более пристально приглядываться к молодому художнику.
Его квалификационной работой стала картина «Смех». Она не была принята профессорами Академии, но при этом имела оглушительный успех у зрителей. И даже завоевала Золотую медаль на выставке в Париже в 1900 г. Полотно было выкуплено итальянским правительством для демонстрации в Музее современного искусства Венеции. В настоящее время, как и столетие назад, «Смех» можно увидеть там.
Закончил обучение в Академии Малявин как известный мастер живописи. Газеты писали о нём, заказы на написание портретов поступали в огромном количестве, его доходы вызывали зависть. Всего за несколько лет художник проделал путь от никому не известного послушника монастыря до современного модного живописца.
С этого времени успех долго не покидал художника. Он постоянный участник различных выставок на родине и за границей: в Париже, в Берлине и Мюнхене, в Риме, в Венеции. Филипп Андреевич создавал яркие образы и интересные сюжеты жизни простого сельского населения, чем неизменно восхищал публику. Яркие крестьянки в красочных одеждах – по-прежнему основная тема творчества Малявина. Его женские образы монументальны, в них скрыто стихийное мощное начало.
Оглушительный успех принесла художнику картина «Вихрь», написанная в 1906 году. Буйство красок завораживает и не отпускает, до боли в глазах, но оторваться невозможно! Критики называли полотно чарующим, влекущим к себе.
С приходом новой власти в 1917 году Малявин некоторое время писал портреты партийных работников, в том числе и Ленина. Но был недоволен новой реальностью, окружавшей его. В 1922 году, сославшись на выставку в Париже, Филипп Андреевич эмигрировал.
Однако, находясь вдали от родной земли, живописец больше не имел такого успеха, как раньше. Он говорил, что вне родины искусства нет. Тем не менее в следующие несколько лет Малявин провёл несколько персональных выставок по всей Европе.
Умер Филипп Андреевич 23 декабря 1940 года, после того как не смог оправиться от ареста фашистами, которые заподозрили в нём шпиона.
Яркий и самобытный художник XX века Филипп Андреевич Малявин стал неотъемлемой частью русского искусства. «Малявинские» женские образы навевают мысли о радости жизни, безудержном веселье, об эмоциональном вихре красок. Не менее сильна графика мастера. Сотни рисунков наполнены движением, экспрессией, силой и одухотворённостью. Работы Малявина входят в состав классического живописного наследия русского искусства и хранятся в известных музеях России и Европы.
Неизменное трудолюбие и верность одной, близкой ему теме, и огромная любовь к искусству сделали Малявина известным, позволили забыть, что такое бедность, и обеспечили память о нём на века.
Читайте также Секрет успеха Ренуара
Чтобы не пропустить новые статьи подпишитесь на обновления.
Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться с друзьями!
Вопросы можно задать в комментариях ниже (регистрация не требуется).
Отправить комментарий